Хорошо забытое возвращается

Движение – это форма восприятия времени и пространства. Так считали конструктивисты. Именно из их идеологии, как считается, и произошло кинетическое искусство.

Можно догадаться, что последнее – равно как и конструктивизм – родом из России. 20-е годы прошлого столетия были временем исканий и экспериментов. Первым же мобилем стала скульптура Габо «Стоящая волна», датированная 1920-м. Позднее художник эмигрировал за рубеж – жил в Германии, Франции, Великобритании, США – и стал там весьма авторитетной фигурой.

Неудивительно, что серьёзный импульс к развитию кинетизм получил в 50-х годах двадцатого века как раз за границей. Иностранцы, живо интересовавшиеся русским авангардов в целом, не могли пройти мимо и этого жанра. С тех пор популярность кинетизма только возрастала: Флетчер Бентон, Александр Колдер, Жан Тэнгли, Тео Янсен, Энтони Хау, Лин Эмери – вот лишь несколько имён живущих и уже покинувших нас художников, которые создавали мобили и оставили заметный след в искусстве.

А что в России? Попытку вернуться к истокам предприняла в 60-е группа «Движение». Причём, как можно понять из признания одного её участника, объединение больше вдохновения черпало из иностранного опыта, чем из работ отечественных предшественников. «Ничем подобным никто вокруг не занимался… До нас уже дошли отрывочные сведения о западном кинетизме», — говорил Франциско Инфантэ.

Какое-то время «Движению» сопутствовал успех – группа даже получала заказы на оформление выставок. Однако вскоре всё закончилось: кто-то эмигрировал, кто-то устал от постоянной борьбы за место под солнцем культуры.

В общем, на какое-то время кинетизм в России закончился. Однако этот неприятный период подходит к завершению – русские художники вновь занялись мобилями. И купить их работы можно уже сейчас, когда пора уже готовиться к столетнему юбилею «Стоящей волны».