Русский вклад в кинетизм

Сейчас в жанре кинетической скульптуры большей известности добились зарубежные мастера – такова объективная реальность. Но и наши соотечественники ранее достигали в нём значительных успехов. Некоторые из русских художников даже стояли у истоков этого вида изобразительного искусства.

Таким был, например, Владимир Татлин. Уроженец Москвы, он появился на свет в декабре 1885 года в семье железнодорожника. Довольно рано начал самостоятельную жизнь, причём сделал это самым дерзким образом – сбежал из дома. Долго странствовал по свету, пока не поступил в столичное училище живописи, ваяния и зодчества. Татлин настолько увлекался искусством, что в 1914-м додумался до очередной эскапады – отправился своим чином в мастерскую Пабло Пикассо, зарабатывая деньги по дороге игрой на бандуре и песнями.

Владимиру Татлину посчастливилось прожить яркую жизнь. Современникам он больше всего запомнился картинами и контррельефами, чем-то напоминающими произведения Пикассо. А вот последующим поколениям творец, наверное, более известен тем, в чём ему не повезло.

Татлин – автор так и не реализованного проекта «Памятник III Коммунистического интернационала», он же – «Башня Татлина». Выполненный из металла монумент представлял собой как раз кинетическую скульптуру, состоящую из нескольких элементов-зданий – нижнего кубического, центрального пирамидального, двух периферийных в виде спиралей.

К сожалению, дальше создания модели дело не дошло (к слову, познакомиться с ней можно в Третьяковской галерее). Если бы проект был реализован, наша страна, не исключено, могла бы гордиться самым крупным в мире объектом кинетизма. А Татлин рассчитывал, что высота здания составит 400 метров.

Впрочем, творчество Татлина всё равно остаётся востребованным – современные нам создатели кинетических скульптур продолжают черпать из него вдохновение для своих работ. Не таких монументальных, но не менее искусных.