Сила вздоха

«Неподвижное утомляет», — говорит Энтони Хоу. Художник с мировым именем верно подмечает тенденцию последнего времени: искусство становится динамичным, отказываясь от статичных форм. Примерно как фотография необратимо стала кинематографом.

«Венера Милосская», «Давид», «Дискобол» навсегда останутся шедеврами, однако вряд ли покинут свои музеи. Нас же всё чаще начинают окружать кинетические скульптуры, в том числе – кинетические скульптуры, управляемые ветром.

Пожалуй, наиболее характерными работами в этом жанре являются работы Энтони Хоу. Их заказывают частные лица, организаторы различных мероприятий, власти городов и государств. В частности, его скульптура принимала участие в открытии летней Олимпиады в Рио-де-Жанейро. Названная Cauldron и составленная из сотен металлических сфер и пластин, она весит 1815 кило и в диаметре составляет 12,2 метра. Её появление на церемонии произвело настоящий фурор и дало повод писать американской прессе: «Наш художник «порвал» аудиторию!»

Впрочем, для Хоу это не впервой. Если предметно говорить о кинетических скульптурах, движущихся в такт ветру, то здесь можно выделить новейшие работы художника: выполненные в 2014 году Octo, Corona, Kweebe, созданные в 2016-м Di-Octo и Neptune’s Nugget, а также Amadillo от 2016 года и Azlon от 2017-го. Знатоки искусства наверняка вспомнят и золотистое About Face (2013) – человеческое лицо из пластин, колеблющихся даже под лёгким дуновением ветра.

За рубежом кинетические скульптуры пользуются заслуженной и широкой популярностью. Очевидно, такая же судьба ждёт их и в России.